Самый экономный способ ездить по Праге. Кто платит за зайцев?

Прага — город победившего общественного транспорта. Сегодня я расскажу, как платить за проезд как можно меньше.

Данная статья не предназначена для туристов. Для вас плохие новости — вам все равно придется покупать билет дороже, чем местным, потому что краткосрочные билеты стоят относительно дорого. Единственный способ сэкономить — найти группу вконтактике или фейсбучике, где народ продает месячные билеты, на которых осталось еще неделька, скажем, за треть цены.

Ну а что делать, если вы местный?

В Праге, пожалуй, одна из лучших транспортных систем сегодня. Здесь нет турникетов, машины — относительно чистые и качественные, расписание соблюдается.

Когда я только приехал, я ездил по студенческому тарифу, а это — меньше 10 евро в месяц. Но, к сожалению, все мы стареем. И именно когда мне исполнилось 26, в Праге ввели прикольную штуку — вы можете купить проездной на год, и будет он стоить 10 крон в день — 3650 крон в год, чуть больше 140 евро.

Это — просто охренеть как дешево, при том, что вы можете пользоваться метро, трамваями, автобусами, паромами, фуникулером и пригородными поездами внутри города.

Но вот вчера я увидел вот это:

Для тех кто в танке — если вас поймают без билета и вы на месте согласитесь купить годовой купон, вам дадут штраф в 2 раза ниже обычного.

Вообще, тема езды без билета вполне интересна. Задумывались когда-нибудь, как формируется цена штрафа и цена билета?

Если вам интересно, вот статья о штрафах в городах Европы. Интересна тенденция — по сути, штраф — это цена какого-то количество билетов. Если в одном городе штраф — 60 одиночных билетов, а в другом — 20, какая система круче?

Ну во-первых, подумайте, что значит штраф, стоящий 20 билетов? Это значит, что если вы проедете 21 раз без билета, вы в плюсе. А это значит, что чисто математически в системе, где штраф очень низкий, хитровыебанные люди будут это юзать. Такой логикой мы пользовались в немецком Кельне, когда ездили втроем — билет стоит почти 3 евро, штраф — 60. Шанс — 1 к 20. А нас трое — если поймают одного, остальные 2 быстренько купят билет. Т.е. по сути, не купив билет вам влетит с шансом всего лишь 1 к 7. Как часто вы настолько везучий?

А еще, это по сути значит, что на 1 попавшегося зайца есть 20 непопавшихся. Обычно, система так работает — попавшийся платит за непопавшихся. Как в жизни.

За идеальную систему я считаю такую, где все покупают билеты. Это означает, что система отвечает потребностям, люди согласны с адекватной ценой, деньги потихоньку зарабатываются и система разрастается согласно спросу.

Идеальных систем, само собой, нет. Представьте, что городской транспортной системе необходим рост. Нужны деньги. Где их взять? Можно собрать деньги с ответственных граждан — повысить цену на билет. Можно с безответственных — на штраф. А можно перестать тратить деньги на уборку, комфорт и т.д.

Все эти способы — плохи.

Если повысить цену на билет, все меньше людей будет хотеть пользоваться транспортом и все больше будет переходить в категорию зайцев. Меньше людей с билетами — система не осознает потребность роста и получится Москва со своим ебанутым количеством людей в Бутово.

Если повысить штрафы для зайцев — да, люди будут чаще покупать билет. Но будет меньше работы у контроллеров. Будет меньше контроллеров. А когда будет меньше контроллеров, будет снова больше зайцев. В конце концов, количество зайцев придет к изначальному, только инфраструктура системы обеднеет.

Почему трата меньшего количества денег на инфраструктуру объяснять не буду — никто не хочет ездить в вонючих автобусах. Все купят себе кредитный говновоз и будут ездить в комфорте по пробкам.

Так как заработать на расширение? Удивительно, но снижением цен. Хорошая система использует научный подход, считает, как сделать так, чтобы все больше и больше категорий людей были заинтересованы в использовании транспорта. Чтобы было понятнее — студенты, пенсионеры и нищеброды будут в нем заинтересованы всегда. Средний класс — в зависимости от скорости, удобства. Люди побогаче — от комфорта.

А теперь подумайте — что должно быть в системе, что билет на 1 день будет стоить пассажиру 10 крон (0.4 евро), так еще и штраф уменьшен вдвое? Это означает, что все больше и больше людей начинает пользоваться общественным транспортом покупая билеты. Короче, пражские транспортники — большие молодцы, им надо тренинги делать в других городах.

Ну и в конце статьи лайфхак — так как же сэкономить? Ну, штраф с 50% скидкой стоит 400 крон. А при покупке годового купона день проезда стоит 10 крон. Теория — если вы считаете, что вас не поймают в течение 41 дня — вы знаете, что делать.

Не слушайте меня, но если вы белый, адекватно выглядите и не орете по-иностранному, вас, вероятно, могут и целый год не проверять. Наука, она такая.

[Всего голосов: 4    Средний: 3.5/5]

Об авторе

Федор Кообас

Меня зовут Федян и я пишу о своей жизни в Чехии и не только.
Однажды мне захотелось уехать в Чехию и я уехал. Случилось это в 2013 году. По сей день я здесь.

За эти пару лет я узнал достаточно много и поделился с вами статьями о путешествиях, экономии и всяком интересном.

Отправить ответ

avatar

Меня зовут Федян

Подпишись на телеграм, я проверю!

Федор Кообас

Случайные посты:

Свежие записи

Свежие комментарии